Почему закончились субсидируемые авиабилеты для Дальнего Востока

Фото: Leopoldo Guzmán

9 апреля 2018 г., AVIADO.RU — Минтранс регулярно направляет в Минфин и в комиссию по бюджетным проектировкам предложения о возможности дополнительного финансирования указанных программ – так в ведомстве прокомментировали ситуацию с билетами по ряду направлений в рамках субсидирования полетов в Центральную часть России с Дальнего Востока. Например, в Магадане они уже закончились, и региональные власти обратились в федеральный центр с просьбой решить вопрос.

Вопрос не просто горячий, перегретый. Очень тяжелая задача, но у нее есть оптимистические обертоны, отметил в беседе с “Российской Газетой” директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ” Высшей школы экономики” Михаил Блинкин.

“Загладывая в бюджете субсидии для полетов на Дальний Восток, рассчитывали на определенный трафик, а этот трафик оказался в условиях субсидий гораздо более мощным, чем прогнозировали финансовые и транспортные власти. Мобильность людей, их желание летать по стране оказалось больше, подвижность выше, чем было принято в бюджетных расчетах. Но это весь оптимизм”, – сожалел эксперт.

Проблема заключается в том, что в течение бюджетного года увеличить квоты на льготные перелеты – трудно, на это требуется решение высокого уровня, которое лежит за пределами возможностей Минтранса. Требуется подключение резервного фонда правительства. То, что переговоры начнутся немедленно, он не сомневается.

В Минтрансе отметили, что правительством принимаются необходимые меры для обеспечения населения транспортной доступности Сибири и Дальнего Востока. В текущем году реализуются две программы субсидирования, в которые включены пункты Северного федерального округа и Дальневосточного федерального округа – это программа региональных перевозок на территории России, а также программа субсидирования воздушных перевозок в рамках постановления Правительства 215 от 2 марта 2018 года.

При этом в рамках первой программы маршруты в/из Сибири и Дальнего Востока обладают преференциями по включению в перечень субсидируемых, уточнили в ведомстве. Кроме того, в 2018 году “Аэрофлотом” продлена программа плоских тарифов, а также распространена на рейсы дочерней авиакомпании “Россия“, что позволило на 25 процентов увеличить общее число предлагаемых к реализации “плоских” тарифов.

Субсидированные авиабилеты для жителей Дальнего Востока

По новым правилам предоставления субсидий, которые начали действовать в этом году, после сентября часть средств может быть перераспределена при наличии экономии по другим направлениям, напомнил в Минтрансе. Несубсидируемые билеты очень дорогие в пиковый летний сезон, жалуются пассажиры.

В чем причина? Стоимость обычных (не субсидируемых) билетов высока по абсолютно объективным причинам, отметил Блинкин. Цена авиабилетов проверялась не один раз всеми, кто имеет к этому отношение, в том числе Федеральной антимонопольной службой, сказал Блинкин.

В настоящее время при формировании цен на авиабилеты, перевозчики исходят из рыночных условий, а именно – уровней спроса и предложений и показателей коммерческой загрузки рейсов. Таким образом, цена на билет – это количество денег, которые готов оплатить пассажир за конкретное направление и в конкретное время. В случае установления цены на билет выше данного уровня, билет останется нереализованным. Действует так называемый механизм динамического ценообразования (ДЦО), основанный на формировании структуры тарифов для каждого направления.

“В этой цене сидят аэропортовые сборы, стоимость авиационного керосина, зарплата летных экипажей. Резервов для радикального снижения стоимости билетов нет. Аэропортовые сборы в цене билета занимают существенную часть по очень простой причине, когда аэропорт обслуживает десять миллионов пассажиров, затраты воздушной гавани раскладываются на десять миллионов билетов. А у нас несколько десятков миллионов пассажиров обслуживаются разве, что в Московском авиационном узле. А другая часть аэропортов, даже довольно крупных, обслуживает в лучшем случае пять миллионов пассажиров в год. И на каждый билет ложится большая нагрузка, связанная с аэропортами, – напоминает Блинкин.- У нас очень дорогое авиационное топливо и техника. Техника в большей степени иностранная и самолеты взяты авиакомпаниями в лизинг за доллары или евро”.

Говорят еще, что перевозчики при хорошем спросе поднимают стоимость билетов. Применение различных тарифов проводится на основании Воздушного кодекса РФ, в рамках которого установлено право перевозчика самостоятельно определять тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузов, напомнили в Минтрансе.

“Но это нормальное бизнес-поведение, потому что в сезон высокого спроса, авиакомпания компенсирует свои убытки, которые несет в низкий сезон. И запретить это перевозчикам – означает пустить их по пути разорения. Усиление регулирования в этой сфере чрезвычайно опасно, перевозчиков потеряем”, – считает Блинкин.

Применение механизма ДЦО, напоминают в Минтрансе, позволяет авиакомпании эффективно сегментировать свое предложение для категорий граждан с различными предпочтениями, в том числе – значительно повысить доступность перевозки для категорий граждан с низкой покупательной способностью. В конечном счете подход, основанный не на базе плановых затрат на перевозку одного пассажира, а с учетом рыночной ситуации, создает максимальный баланс интересов перевозчиков и пассажиров.

Почему в других странах билет может быть дешевле?

“В Европе есть эффект масштаба. Аэропорты обслуживают больше пассажиров. В лизинг берут самолеты у своих производителей и платят в евро. И нет никакой волатильности валют, пока перевозчик платит за лизинг, – отметил Блинкин. – Если брать США, которые являются самой авиамобильной страной с мощнейшей сетью региональных аэропортов, то они летают на самолетах, сделанных у себя и берут их в лизинг в национальной валюте. Каждый из крупных аэропортов (первая десятка) обслуживает пассажиров больше, чем весь московский авиаузел. И в США очень дешевый авиакеросин. У нас он дороже, чем в Китае, где нет своей нефти”.

Сегодня стало известно, что Правительство России выделит еще полмиллиарда рублей дополнительных средств на программу субсидирования авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно в 2018 году. Об этом заявил Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

«Правительством дано поручение дополнительно в этом вопросе разобраться. Уже прошло совещание у Председателя Правительства России Дмитрия Анатольевича Медведева. Первый шаг в этом направлении сделан. Полмиллиарда рублей дополнительно выделяется из Резервного фонда Правительства России на субсидирование авиаперевозок на дальневосточном направлении в 2018 году. Поручение такое Правительством дано», – сказал Александр Галушка.

Сегодня в программе субсидирования воздушных перевозок с Дальнего Востока в центральную часть страны и обратно задействованы 7 авиакомпаний: «Аэрофлот», «Алроса», «Норд Стар», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр» и «Якутия».

«Программа требует увеличения финансирования. Будем работать над ее дальнейшим развитием», – добавил Министр.

По данным Росавиации, в 2018 году более 446,7 тысяч пассажиров смогут воспользоваться льготными билетами по 57 направлениям по программе субсидированных воздушных перевозок на Дальний Восток, включая перелеты в переделах Дальневосточного федерального округа и перевозку детей во Всероссийский детский центр «Океан».

Напомним, в этом году воспользоваться авиабилетами с фиксированной стоимостью пассажиры смогут в период до 1 декабря. Воспользоваться льготными авиаперелётами могут несколько категорий граждан. Это люди в возрасте до 23 лет, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет. Также это инвалиды I группы любого возраста и сопровождающий его человек, а также лицо, сопровождающее ребенка-инвалида, и инвалид с детства II или III группы.

Отметим, что «Аэрофлот» продолжает продажу билетов в рамках собственной программы «плоских тарифов», когда билет по фиксированному тарифу в экономический класс может приобрести любой пассажир без каких-либо ограничений. Стоимость перелета в эконом-классе на рейсах «Аэрофлота» из Москвы в города Дальнего Востока и обратно составляет 25 тысяч рублей., а на рейсах авиакомпании «Россия» — 22 тысяч рублей. По словам представителя компании, эти тарифы имеют «исключительно социальное значение».

Поиск билетов на самолет по всем авиакомпаниям:

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*